АВТОМОБИЛЬНОМУ АТЛАСУ пошел второй ВЕК

АВТОМОБИЛЬНОМУ АТЛАСУ пошел второй ВЕК

Сейчас карты, навигаторы и прочие атласы автодорог лежат почти у каждого человека в кармане в виде безликого устройства с 3-4 кнопочками и сенсорным экраном. А относительно недавно в перчаточном ящике автомобиля («бардачке») не всегда хранили перчатки, почти всегда там лежал «Атлас автомобильных дорог».

В наши дни автомобили стремительным домкратом довольно быстро превращаются из верных железных коней в некий (такой же безликий) гибрид смартфона и домашнего кинотеатра с совсем нешироким экраном, который зачем-то водрузили на колеса. Кнопок управления у этого современного «автофона» тоже, кстати, осталось чуть больше, чем у смартфона. Они становятся всё менее железным и ещё менее верными: срок службы нынешних авто намеренно сокращается производителями до размеров гарантийного периода. Да и купленный вами у дилера автомобиль тоже уже не вполне ваш – автоконцерны всё чаще норовят связать владельца всякими опциями по подписке и обновлениями программного обеспечения своего изделия.

Если раньше марку автомобиля можно было опознать даже с одного беглого взгляда или по одному только заднему фонарю, то теперь автомобилестроителям приходится лепить свои шильдики везде – от фар до боковых стоек. Иначе не распознать одинаковые обмылки.

АВТОМОБИЛЬНОМУ АТЛАСУ пошел второй ВЕК
БМВ Х2. Без логотипов не сразу можно понять что это за марка на фотографии: БМВ? Фольксваген? Китайский Сунь-Руль-В-Чай?

Нынешние многочисленные «обзорщики» автомобилей в основном тратят наше время на то, как быстро срабатывает и красиво показывает иконки мультимедийная система очередной поделки на колесах и на то, удобно ли лежит смартфон на центральной консоли. Как работает тормозная система и как звучат двигатель и выхлоп уже почти никому не интересно. Тем более, что насадки выхлопных труб в заднем бампере всё чаще бутафорские, а звук выхлопа (любого: от V8 и даже V12 до двигателя реактивного самолёта) теперь можно извлекать из специальных динамиков под днищем. Впрочем, даже слово «выхлоп» всё чаще употребляется применительно к финансовому результату, а не к двигателю внутреннего сгорания. Да и фраза «склеить модель в клубе» никакого отношения к кружку судо- или авиа- моделирования теперь не имеет.

Однако, поворчав немного, вернемся к основной сегодняшней юбилейной теме. 100 лет назад – 15 апреля 1924 года – был выпущен первый в истории атлас автомобильных дорог. Атлас выпустило американское издательство «Rand McNally», которое до того специализировалось на выпуске железнодорожных схем, расписаний и билетов.

Мои эрудированные читатели могут спросить: «А как же знаменитый атлас Меркатора?» И будут почти правы. Всё дело в том, что знаменитый фламандский географ и картограф, именем которого названа картографическая проекция, тоже не был первым создателем географического атласа.

Первооткрывателем был другой фламандский картограф А́брахам Орте́лий. Он первым составил и выпустил книгу нового типа — географический атлас мира, содержащий 70 карт и статей к ним страноведческого характера. Этот труд был выпущен в свет в Антверпене 20 мая 1570 года. Книга получила название «Theatrum Orbis Terrarum» (Зрелище Круга Земного). Однако, как вы заметили, работа Ортелия, хоть и была первым в истории атласом, но такого слова в названии не содержит.

АВТОМОБИЛЬНОМУ АТЛАСУ пошел второй ВЕК
Карта мира Ортелия, 1570

Впервые слово «Атлас» появляется как раз у более знаменитого Меркатора в его издании 1595 года, то есть на 25 лет позднее Ортелия. Полное название труда Меркатора было «Atlas, Sive Cosmographicae Meditationes De Fabrica Mundi et Fabricati Figura» (Атлас или космографические размышления о сотворении Вселенной и вселенной в том виде, в каком она была сотворена).

На страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона появление термина «Атлас» объяснялось тем, что:

«на обложке такого собрания обыкновенно изображался титан Атлас, держащий земной шар на своих плечах. Впоследствии название это было перенесено и на собрания изображений других родов».

АВТОМОБИЛЬНОМУ АТЛАСУ пошел второй ВЕК
Атлас Меркатора, издание 1637 года

Мы же все помним из известной с 1963 песни А. Городницкого, ставшей, кстати, недавно официальным гимном Эрмитажа, что:

«Где без питья и хлеба,

Забытые в веках,

Атланты держат небо

На каменных руках…»

АВТОМОБИЛЬНОМУ АТЛАСУ пошел второй ВЕК
Атланты держат Эрмитаж

Так в чем же уникальность атласа американской «Rand McNally»? В том, что это был первый АВТОМОБИЛЬНЫЙ атлас, где всё было сфокусировано на авто: дороги, автозаправки, гостиницы, придорожные кафе и рестораны.

Такой атлас вполне закономерно появился именно в США, которые ещё с 20-х годов ХХ века были лидером автомобилизации населения. Как и почему это происходило у американцев читайте здесь:

По правде сказать, первое издание получилось не без изъянов: там не было нумерации дорог, не было алфавитного указателя. Последнее означает, что если пользователь не знает хотя бы приблизительно, где находится нужный населенный пункт, то он обречен на пролистывание всего атласа, пока не найдет нужную страницу.

Первое издание было сделано за свой счет. У последующих изданий появился вполне естественный заказчик в лице нефтяной компании «Галф» (Gulf Refining Company).

АВТОМОБИЛЬНОМУ АТЛАСУ пошел второй ВЕК
Одно из изданий 1925 года. Тоже пока ещё атласом не называется

Почему такой заказчик является естественным? Автомобильный туризм приносит доход производителям автомобилей, запчастей и топлива. Поэтому эти компании кровно заинтересованы в развитии путешествий на авто по стране и стараются сделать автотуризм максимально удобным и модным. Те же атласы автодорог стали раздавать клиентам на заправках бесплатно. Само собой разумеется, что автозаправочные станции заказчика уже заботливо нанесены на карты.

Любопытный факт: обычно картографы наносят на карты уже существующую в реальности обстановку. В случае с «Ренд Макнелли» произошло совсем наоборот – они стали создавать реальность сами. Отсутствие нумерации дорог в первом издании атласа –это не просчет картографов, просто такой нумерации ещё не существовало в природе, её не было на местности. Деятельные работники издательства решили не ждать милостей от природы и своими силами изменили местность. Они придумали удобную нумерацию дорог, внесли её в атлас…и установили указатели вдоль дорог. Не на всех, разумеется, но такое нововведение заметили. Государственным органам идея понравилась и была взята на вооружение.

АВТОМОБИЛЬНОМУ АТЛАСУ пошел второй ВЕК
Песня «Get Your Kicks on Route 66» (Получи удовольствие на трассе 66) стала сначала джазовым стандартом, а потом и стандартом рок-н-ролла

Реклама, которая в современном её понимании, тогда только зарождалась, всячески продвигала внутренний туризм. Посмотреть красоты страны призывали со всех сторон: и реклама автомобилей, и реклама АЗС, и все прочие «смежники»

АВТОМОБИЛЬНОМУ АТЛАСУ пошел второй ВЕК
Реклама автомобиля Форд Т

Процессы автомобилизации и пропаганды путешествий на авто были запущены и в Европе. Почти все слышали про «звезды Мишлен» для ресторанов и отдельных шеф-поваров. Но не все задумывались, как эти звезды напрямую связаны с производителем колесных покрышек. Все дело в том, что шинная компания решила не отставать в продвижении собственной продукции через автотуризм. Изначально они просто раздавали своим клиентам брошюру с адресами точек продаж своих шин и шиномонтажных мастерских. Но кому интересен этот скучный справочник, а особенно после того, как ты уже купил покрышки?

АВТОМОБИЛЬНОМУ АТЛАСУ пошел второй ВЕК
Мистер Мишлен, он же Бибендум во Вьетнаме

При этом импорт каучука из французских колоний в Индокитае увеличивался, производство росло. Нужно было расширять и поощрять сбыт покрышек. Ведь до того момента, как будущих французских «тожепобедителей» во Второй мировой неблагодарные и даже коварные вьетнамцы выкинут со своей земли, пройдет ещё примерно полвека.

Самый первый гид «Мишлен» был выпущен в 1900 году под названием «Гид Мишлен для шофёров и велосипедистов» (Guide Michelin pour les chauffeurs et les vélocipédistes), что вполне отражало его содержимое. В нем (кроме «шинных адресов» Мишлен) были записаны советы по обслуживанию и эксплуатации автомобилей и велосипедов, правила дорожного движения (ПДД), таможенные и пограничные правила и прочая справочная информация.

Кстати, первые ПДД появились еще в 50-х годах до нашей эры в Риме при Гае Юлии Цезаре. Разумеется, с тех пор они сильно изменились. Это тоже довольно любопытная тема для отдельной статьи. Если интересно – пишите, не стесняйтесь.

АВТОМОБИЛЬНОМУ АТЛАСУ пошел второй ВЕК
Бибендум в Лондоне. Слева — путеводитель по Британским островам. У французов с англичанами особые отношения

Со временем туда стали добавлять и некоторые туристические данные: адреса ресторанов, гостиниц и пр. Мишленовские издания не были автомобильными атласами, но уже были привязаны не к железнодорожной сети (как большинство аналогичных гидов), а к автодорогам. После 1908 года концепция начинает меняться: становится всё меньше технической и юридической информации, но всё больше туристической. Появляется система обозначения звездочкой ¯ особенно интересных объектов.

В 1933 году путеводитель разделяется на два отдельных издания: «Красный гид» (ресторанный) и «Зеленый гид» (достопримечательности). Со свойственной французам щедростью, путеводители уже начали не раздавать, а продавать за относительно небольшие деньги.

АВТОМОБИЛЬНОМУ АТЛАСУ пошел второй ВЕК
«Красный» (ресторанный) гид Мишлен, 1937 год. Цена — 25 франков

В отличии от гостиниц, у ресторанного рейтинга Мишлен максимальное количество звезд –три. Поначалу количество звезд было привязано к стоимости блюд, но потом систему изменили. Одна звезда стала означать «рекомендуем посетить», 2 звезды – «стоит сделать небольшой крюк и отклониться от маршрута», а 3 звезды – «заведение достойно специальной поездки».

Оба этих путеводителя существуют до сих пор, в том числе и на русском языке.

АВТОМОБИЛЬНОМУ АТЛАСУ пошел второй ВЕК
Зеленые гиды Мишлен

Возможно вас удивит, но в 1930-х годах Советский Союз тоже принял участие в этом придорожно-картографическом движении в Европе. До 1933 года у СССР была своя обширная сеть заправок на территории Германии, управляемая совместным предприятием «ДЕРОП». Вот это предприятие тоже выпускало свои дорожные карты.

АВТОМОБИЛЬНОМУ АТЛАСУ пошел второй ВЕК
Карта Германии ДЕРОП

Как появилась эта компания, что с ней стало и где теперь можно купить её продукцию —  читайте здесь:

Возвращаясь к началу сегодняшней статьи, должен заметить, что при всем развитии электроники, наверное, не стоит отправлять в топку бумажные карты и атласы. У них не может сесть аккумулятор, они не окажутся вне зоны действия сети, и они не сломаются в самый нужный момент. Пусть ещё полежит в бардачке.

АВТОМОБИЛЬНОМУ АТЛАСУ пошел второй ВЕК