ПЛАВАНИЕ ОБРЕЧЕННЫХ 1939

ПЛАВАНИЕ ОБРЕЧЕННЫХ 1939

Это событие имеет и другие названия: «пароход обреченных», «путешествие проклятых» и тому подобные. Путешествие состоялось в период между 13 мая и 21 июня 1939 года на немецком пассажирском судне «Сент Луис». «Проклятыми» тогда оказались более 900 немецких евреев.

ПЛАВАНИЕ ОБРЕЧЕННЫХ 1939
Открытка «Линия Гамбург-Америка»

«Сент Луис» был довольно большим круизным судном 1928 года постройки. Длина его составляла почти 175 метров при ширине 22 метра. Это, конечно, не циклопический пароход «Титаник» (или его родные, но менее знаменитые братья одного проекта «Британник» и «Олимпик») с их бесконечными 269 метрами, но тоже внушительно. В отличии от того же «Титаника» (и многих других пассажирских судов того времени) «Сент Луис» уже не был ПАРОХОДОМ – у него было четыре 6-цилиндровых дизельных двигателя «МАН» по 3 150 лошадиных сил каждый, что позволяло ему развивать вполне приличную и для нынешних лайнеров скорость в 16 узлов (около 30 км/ч).

ПЛАВАНИЕ ОБРЕЧЕННЫХ 1939
План судна

Кстати, впервые в мире теплоходы с дизельным двигателем начали строить в 1902 году в России в Нижнем Новгороде на заводе, который наиболее известен под его современным именем «Красное Сормово». Товариществом «Бранобель» было заказано сразу три однотипных дизель-электрохода — это были нефтеналивные танкеры «Вандал», «Сармат» и «Скиф». К 1914 году в Российской империи работало уже более 200 теплоходов. По этому показателю Россия заметно опередила другие государства мира, где первые теплоходы начали строить только в 1911 году (в Германии) и в 1912 году (в Британии и Дании). Кто-то всё еще хочет поговорить про многовековую техническую отсталость России? Первый в мире теплоход, как и другие суда этой серии («Сармат» и «Скиф») успешно прошли Интервенцию, Гражданскую и Великую Отечественную войны, а затем, относительно недавно, были сданы «на иголки», несмотря на протесты историков, речников и нефтяников. Впрочем, в конце прошлого века половину страны пустили «на иголки», слава Богу, что только одну половину. В этом году «Красному Сормово» исполняется 175 лет, за которые заводчане достигли успехов во многих областях: металлургия (первая в России мартеновская печь), судостроение (включая подлодки и знаменитые суда на подводных крыльях) и даже танкостроение. Если интересно, то напишите в комментариях – обсудим любопытную историю этого предприятия.

ПЛАВАНИЕ ОБРЕЧЕННЫХ 1939
Судно на подводных крыльях «Метеор-185»

Однако вернемся от наших болотных «джунглей» к истории цветущих гуманизмом европейских садов и зияющих высот американских огородов-на-холме. До начала Второй мировой войны оставались считанные месяцы, но для большого числа немецких евреев бедствия уже начались. Громким началом этих бедствий принято считать так называемую «Хрустальную ночь» 1938 года. Такое романтическое название ночь с 09 на 10 ноября 1938 года получила не из-за блеска звезд на холодном осеннем небе и не из-за звона хрустальных туфелек какой-нибудь немецкой Золушки, бегущей к своей тыквенной карете. Ассоциации с хрусталём вызывали разбросанные по земле множественные осколки витрин еврейских магазинов и прочих заведений, принадлежащих местным иудеям в Германии, Австрии и Судетской области. Подробнее об этом можно прочитать здесь:

На самом деле к «решению еврейского вопроса» гитлеровская партия НСДАП приступила практически сразу после своего вполне себе демократического прихода к власти в 1933 году. Не пожалели нацисты и достаточно успешное советско-германское предприятие «ДЕРОП», которое, по их мнению, было прибежищем коммунистов и евреев. Про это подробнее можно прочитать здесь:

В 1935 году были приняты так называемые Нюрнбергские расовые законы, направленные против еврейского населения Германии. С каждым днём становилось всё яснее, что нацисты всерьез настроены на «окончательное решение еврейского вопроса».

В такой обстановке единственным выходом для евреев была эмиграция в далекие от Германии страны. Такими странами им представлялись Британия, США или Канада. Однако, эти страны жестко квотировали приезд беженцев. Очередь в «листе ожидания» в том же американском посольстве могла растянуться на долгие месяцы, переходящие в годы, что было непозволительно долго в складывающейся ситуации.

ПЛАВАНИЕ ОБРЕЧЕННЫХ 1939
Посадка на теплоход в Гамбурге

Тем не менее, весной 1939 года было найдено, как показалось, хитроумное решение. Появилась возможность приобрести билеты на морской круиз в Гавану с прилагающимся к ним разрешением на временное проживание на Кубе. Этот вариант, хоть и стоил серьезных денег, но позволял на безопасном расстоянии от нацистов дождаться своей очереди на въезд в США. Как говорят в Одессе, если проблема решается деньгами, то это таки вовсе не проблема, а всего лишь траты.

Большую часть своей относительно долгой истории Куба была весьма специфической страной со своими особыми порядками. Подробнее о Кубе в период до братьев Кастро и Че Гевары можно прочитать здесь:

Однако, не всё с этим океанским круизом в развеселую Гавану оказалось так просто. Дело в том, что разрешения на временное проживание на Кубе оказались недействительными. Мануэль Бенитес, руководитель кубинского иммиграционного управления, воспользовавшись имевшейся у него возможностью выдавать обычные туристические визы, продавал их пассажирам «Сент-Луиса» по непомерно завышенной цене под видом разрешений на постоянное проживание, собрав на этом свыше полумиллиона долларов в свой карман.

ПЛАВАНИЕ ОБРЕЧЕННЫХ 1939
Такой документ выдавали пассажирам «Сент Луиса»

Об этом незаконном «бизнесе» стало известно президенту Кубы. Президент Федерико Ларедо Брю, узнав о махинациях Бенитеса, принял поправку к закону, аннулировавшую выданные им визы. Но ни судовая команда, ни пассажиры не знали о том, что они отправляются на Кубу с документами, утратившими силу ещё до начала круиза.

Это все при том, что многие из пассажиров продавали всё имущество ради покупки спасительного билета. Некоторые семьи снаряжали только одного из своих членов, рассчитывая на то, что он потом сможет пригласить в США оставшуюся семью.

В итоге проблема оказалась настоящей проблемой, а не просто большими тратами. Впрочем, у пассажиров впереди было примерно 2 недели счастливого неведения и ощущения чудесного избавления от смертельной опасности. Это было написано на их лицах:

ПЛАВАНИЕ ОБРЕЧЕННЫХ 1939
Фото сделано в Гамбурге перед отходом судна. Впереди свобода

Капитан лайнера Густав Шрёдер перед началом рейса собрал весь экипаж (более 200 человек, включая штатный судовой оркестр) и дал команду относится к беженцам, как к обычным круизным пассажирам, то есть с максимальным вниманием и заботой. Шрёдер был немцем, но идей нацизма не разделял.

ПЛАВАНИЕ ОБРЕЧЕННЫХ 1939
Судовой оркестр теплохода «Сент Луис»

Весь путь до Гаваны пассажиры радовались жизни, плавали в бассейне

ПЛАВАНИЕ ОБРЕЧЕННЫХ 1939
Бассейн на верхней палубе теплохода «Сент Луис»

и даже катались по палубе на роликовых коньках

ПЛАВАНИЕ ОБРЕЧЕННЫХ 1939
Прогулка на роликах по палубе т/х «Сент Луис»

По вечерам устраивались танцы, празднования дней рождения пассажиров и прочие приятные во всех отношениях мероприятия.

ПЛАВАНИЕ ОБРЕЧЕННЫХ 1939
Танцы на теплоходе

Капитан же всё это время получал противоречивые радиограммы, которые ставили под сомнение возможность высадки пассажиров на Кубе. Накануне прибытия в Гавану Шрёдер получил телеграмму от кубинского представителя пароходства, в которой содержалось требование, чтобы «Сент-Луис» не подходил к причалу, а стал на рейде гаванского порта. На кубинском берегу этих пассажиров совсем не были рады видеть: ещё 08 мая 1939 года в Гаване была организована массовая антиеврейская демонстрация, в которой участвовали около 40 тысяч человек.

ПЛАВАНИЕ ОБРЕЧЕННЫХ 1939
Вид на Гавану с рейда

27 мая 1939 года «Сент-Луис» бросил якорь на гаванском рейде. Вот тут и выяснилось, что если первоначальный план и был хитроумным, то исключительно в пользу жуликоватого кубинского начальника миграционной службы Бенитеса. Пассажирам сойти на берег не разрешили. Судно простояло на рейде 4 дня. За это время шесть не евреев сошли на берег, ещё 22 человека имели действующие кубинские визы. Один из пассажиров вскрыл себе вены и бросился за борт, кубинским береговым службам пришлось его спасти – так он оказался единственным евреем без документов, кто смог остаться в Гаване.

ПЛАВАНИЕ ОБРЕЧЕННЫХ 1939
Телеграмма, отправленная с борта т/х «Сент Луис» 25 мая 1939 года:»физически и духовно оправился и посвежел. наиболее вероятно прибудем гавану субботу. деньги получены. большое спасибо. целую. папа»

Материковая Америка тоже не спешила на помощь. В те годы в США всё ещё ощущались последствия Великой депрессии. Люди боялись потерять работу, а некоторые считали, что «иммигранты забирают рабочие места». Президент Франклин Рузвельт опасался конфликта с Конгрессом, поэтому не стал увеличивать иммиграционные квоты, хотя и мог бы это сделать.

Ещё более жёсткой была иммиграционная политика Канады. Пассажиры парохода обращались к властям этой страны, но их просьбы не были услышаны.Фредерик Блэр, директор иммиграционной службы, проводил политику ограничения иммиграции по расовому признаку. По его мнению, евреи были нежелательными иммигрантами. В этом его активно поддерживала политическая элита Канады того времени.

ПЛАВАНИЕ ОБРЕЧЕННЫХ 1939
На палубе т/х «Сент Луис»

Судно стояло на рейде четыре дня. За это время прошли напряжённые переговоры с участием президента Кубы, кубинского правительства, представителей пароходства и американской еврейской благотворительной организации «Джойнт». Кубинские власти требовали за разрешение пассажирам «Сент-Луиса» сойти на берег около полумиллиона долларов, но у «Джойнта» этой суммы не было. Президент не согласился на уступки и прекратил переговоры.

Созданный из числа пассажиров комитет направил в вашингтонский Белый дом телеграмму на имя президента Рузвельта с просьбой о помощи. Президента в телеграмме призывали во имя гуманизма употребить свое влияние на власти Кубы для предоставления хотя бы временного убежища 900 беженцам, которых в нацистской Германии тюремное заключение и смерть.

ПЛАВАНИЕ ОБРЕЧЕННЫХ 1939
Телеграмма Рузвельту

Ответа из американского огорода-на-холме не дождались – Рузвельт просто проигнорировал этот крик о помощи.

01 июня 1939 года капитан корабля «Сент-Луис» получил приказ покинуть территориальные воды Кубы. В противном случае судно могло быть атаковано кубинским военным флотом.До 6 июня «Сент-Луис» оставался вблизи кубинских берегов в надежде на то, что решение кубинского президента будет отменено. Однако этого не произошло.

К этому моменту у капитана Шрёдера возник новый план. Он предполагал посадить на мель «Сент Луис» у берегов Флориды. По международным конвенциям в таком случае США не имели бы права отказать в помощи терпящим бедствие. Однако, американские ВМС разгадали намерения капитана и отогнали «Сент Луис» от своих берегов.

Именно капитан судна под флагом нацистской Германии с еврейскими беженцами окажется самым достойным человеком среди всех задействованных участников.

ПЛАВАНИЕ ОБРЕЧЕННЫХ 1939
Капитан т/х «Сент Луис» Гюстав Шрёдер

С формальной точки зрения ни власти Кубы, ни власти США, ни власти Канады не нарушили никаких законов. Ссылки на квоты выглядят издевательскими, поскольку даже для маленькой Кубы (в 1939 году население — 4,2 млн.) каких-то 900 беженцев – это уровень статистической погрешности. При этом все власти этих государств прекрасно понимали, что обрекают пассажиров круизного лайнера на верную смерть.

06 июня 1939 года «Сент-Луис» лег на обратный курс. Пассажиры на борту лайнера пребывали в отчаянии: надежда на новую свободную жизнь сменилась одним-единственным желанием — избежать немедленной гибели по возвращении в Германию.

ПЛАВАНИЕ ОБРЕЧЕННЫХ 1939
Антверпен, июнь 1939 года

Лишь в самый последний момент «Джойнту» всё же удалось добиться, чтобы пассажирам судна было разрешено сойти на берег в других странах Европы: 287 человек согласилась принять Великобритания, 224 — Франция, 214 — Бельгия и 181 — Голландия.

ПЛАВАНИЕ ОБРЕЧЕННЫХ 1939
Логотип «Джойнт»

17 июня 1939 года корабль «Сент-Луис» прибыл в Антверпен, где на берег сошли беженцы, которых приняли Бельгия и Голландия. Затем судно отправилось во Францию и Англию, где пассажиры также сошли на берег.Некоторые беженцы смогли поселиться у родственников или друзей, но большинство из них разместили в лагерях при специальных центрах помощи. Проживание в этих лагерях финансировалось организацией «Джойнт».21 июня 1939 года, высадив всех пассажиров, «Сент-Луис» отправился в порт приписки — Гамбург.

В мае-июне 1940 года немецкие войска захватили страны Западной Европы. Беженцы с «Сент-Луиса» разделили участь местных евреев. По оценкам, из всех пассажиров «Сент-Луиса» Холокост и Вторую мировую войну пережили только около 680 человек: 287 из тех, кто высадился в Великобритании, и примерно половина тех, кто оказался на территории континентальной Европы.

После окончания войны капитан Шрёдер был награждён Федеративной Республикой Германия орденом «За заслуги». В 1993 году Густав Шрёдер, который к тому времени уже ушёл из жизни, был посмертно удостоен звания «Праведник мира» в израильском Национальном мемориале Холокоста Яд ва-Шем. Это звание было присвоено ему за героические действия, которые он совершил при спасении пассажиров судна «Сент-Луис».

ПЛАВАНИЕ ОБРЕЧЕННЫХ 1939