Волынская резня 1943

Волынская резня 1943

«Национальный день памяти жертв геноцида граждан Польской Республики, совершённого украинскими националистами» (Narodowy Dzień Pamięci Ofiar Ludobójstwa dokonanego przez ukraińskich nacjonalistów na obywatelach II Rzeczypospolitej Polskiej) — официальная памятная дата в Польше отмечаемая 11 июля.

Отношения между поляками и украинцами всегда были сложными. Впрочем, у поляков на протяжении всей истории со всеми соседями всё было непросто. Ещё даже не было такого понятия, как украинская национальность, а польские паны уже считали жителей этой окраины второсортными и подлежащими полонизации и обращению в католичество. Именно оттуда пришло ныне весьма распространенное бранное слово «быдло», происходящее от польского «bydlo» — «домашний скот». Неудивительно, что непольское население этой окраины отвечало «ляхам» взаимностью.

Справедливости ради стоит сказать, что украинский национализм столетней давности, как и любые подобные идеологии, не слишком отличался от своих «единомышленников» в других странах и вовсе не был травоядным. Наглядным примером можно считать «Декалог (10 заповедей) укронационалиста»:

«Я – дух вечной стихии, который защитил вас от татарского нашествия и поместил вас между двумя мирами, чтобы создать новую жизнь:

  1. Вы создадите украинское государство или погибнете, сражаясь за него.
  2. Вы никому не позволите порочить репутацию или честь вашего народа.
  3. Помните великие дни нашей борьбы за освобождение.
  4. Гордитесь тем, что вы являетесь наследником борьбы во славу Трезубца Владимира.
  5. Отомстите за смерть Великих рыцарей.
  6. Не обсуждайте это с кем можете, а только с тем, с кем должны.
  7. Вы без колебаний совершите даже величайшее преступление, если этого потребует благо дела.
  8. Ненавистью и обманом вы встретите врагов своей нации.
  9. Ни мольбы, ни угрозы, ни пытки, ни смерть не заставят вас раскрыть секреты.

Вы будете стремиться увеличить силу, славу, богатство и территорию украинского государства, даже через порабощение иностранцев.»

Это было написано ещё в 1929 году Степаном Ленкавским, а первые строчки сочинил другой идеолог укронацизма –Дмитрий Донцов. «Декалог» появился ещё до прихода НСДАП к власти в Германии и за 10 лет до присоединения этих западных окраин к УССР. Кстати, именно Ленкавский возглавил ОУН(б) после смерти Бандеры.

Волынская резня 1943

Поражение Украинской Галицкой армии в украинско-польской войне (1918—1919) тоже не прибавило дружбы и взаимопонимания с поляками. Галичина перешла в руки поляков, хотя её юридический статус не был окончательно определён вплоть до 14 марта 1923 г., когда Совет Послов Антанты утвердил передачу Восточной Галиции Польше.

Эксцессы с поджогами и прочим вандализмом в отношении усадеб польских помещиков случались и в 1930-х годах. Однако, тогда это больше было из серии «грабь награбленное». В плоскость этнических чисток эта «дружба народов» сместилась уже после нападения Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года.

Про еврейские погромы во Львове 30 июня-02 июля 1941 года написано довольно много. Львов до войны был городом с населением 312 231 человек. В городе проживало 157 490 этнических поляков, что составляло чуть более 50 %, причем евреи составляли 32 % (99 595), а украинцы –только 16 % (49 747).

Погромы начались в тот самый день, когда гитлеровская армия вошла в город. В тот же день 30 июля Законодательное собрание Западноукраинских земель огласило «Акт провозглашения Украинского государства». Евреи изначально не были главной целью ОУН, но укронацисты захотели сделать германским оккупантам приятное в расчете на то, что и гитлеровцы захотят сделать приятное в ответ и поддержат новое государство.

Волынская резня 1943

Старались окраинцы от души и с удовольствием, вовлекая в погромы даже подростков. По разным оценкам совместными с немцами усилиями за несколько дней было уничтожено от 5 000 до 10 000 тысяч евреев.

Волынская резня 1943
Львовская еврейка убегает от преследователей с палками, июль 1941.

К этому ещё можно добавить и т.н. «Дни Петлюры». 25-27 июля 1941 года во Львове отмечалась годовщина убийства Симона Петлюры, застреленного в Париже в 1926 году евреем Самуилом Шварцбардом. Французский суд в 1927 году Шварцбарда, кстати, оправдал. Немцы разрешили украинской полиции убить какое-то количество евреев в качестве мести. В «дни Петлюры» немцы с украинской полицией убивали евреев совместно. Часть евреев была вывезена на расстрел в лес, часть была расстреляна на Яновской улице. Любопытные сведения о «днях Петлюры» сообщает в своей записке-воспоминаниях переживший Холокост еврей Шнефельд. Согласно ему, украинская полиция устроила облаву на евреев. Их было поймано около 5 тысяч человек. За их жизни немцы назначили юденрату выкуп в 20 млн рублей. Еврейская община выплатила обещанный выкуп, однако заложников назад так и не получила.

Тем не менее, все эти старания в Берлине не оценили и с укрогосударственностью опять всё пошло не так. Адольф Гитлер и Мартин Борман были категорически против подобных инициатив, т.к. предполагали колонизировать эти земли. Ни местное население, ни, тем более, какая-то «самостийность» на этих территориях не планировались.

Но вернемся к «польскому вопросу». Тем же летом 1941 года произошло ещё одно событие, которое вошло в историю, как «Убийство львовских профессоров». В ночь с 3 на 4 июля 1941 года несколько групп эсэсовцев, полиции и полевой жандармерии под руководством офицеров СС при участии местной милиции произвели аресты нескольких десятков профессоров высших учебных заведений Львова. Кроме профессоров забрали всех присутствующих в квартире мужчин старше 18 лет. Примечательно, что списки были составлены ещё до начала оккупации при помощи молодых ОУНовцев.

Вскоре прислугу в основном отпустили, двое отравились при задержании, остальные расстреляны. Как указывает польский историк Зигмунт Альберт, жильё расстрелянных заняли высокопоставленные чиновники гестапо и украинской полиции. Кстати, подобное случилось и в университетах Кракова и Праги с той лишь разницей, что польскую и чехословацкую профессуру уничтожили не на месте, а в концлагерях.

Сейчас это уже многими забытые события, но во Львове про это ещё помнят, хоть и относятся по-разному:

Волынская резня 1943
Памятник львовским профессорам.

Волынская резня 1943 года –это не похоже на какую-нибудь «Хрустальную ночь» в Германии. Всё это происходило не один день и не одну неделю или даже месяц. Дата 11 июля выбрана из-за того, что в этот день произошло наиболее массовое убийство поляков. По разным данным 11.07.1943 бандеровцы напали одновременно на 100-150 польских сёл и хуторов. Число жертв только этого набега колеблется от 10 000 до 15 000 мирных поляков. Именно этот день был выбран бандеровцами тоже не случайно- это было воскресенье, когда набожные поляки отправляются в костелы, где их удобнее вырезать массово.

Примечательно, что в большинстве случаев это была именно резня — убийцы старались экономить патроны или гранаты и действовали в основном холодным оружием или подручным инструментом. В ход шли топоры, молотки, пилы, серпы, косы. Изуверы даже гордились тем, что у них есть больше 100 способов умерщвления без выстрелов. В составе бандформирований были даже специальные люди – «резуны» Подробности этих зверств описывать не стану –если интересно, то в интернете много детальных описаний.

Волынская резня 1943

При прочтении этих описаний приходит в голову мысль, что политический украинец – это русский человек, который так захотел перестать быть русским, что перестал быть человеком.

Обилие в этом арсенале сельхоз инструмента (а иногда и домашней скотины) объясняется тем, что к расправам активно привлекали украинских крестьян. Справедливости ради нужно сказать, что далеко не все из этих крестьян добровольно соглашались на соучастие в преступлениях. Тем более, что во время больших войн за редким исключением в тылу остаются женщины и те мужчины, которые ещё не могут или уже не могут держать оружие. Часть из них категорически отказывалась и тогда они разделяли участь польских соседей.

Волынская резня 1943

Кстати, после возвращения Советской власти были возрождены истребительные батальоны с привлечением местного населения, которые в народе получили название «ястребки». Но это тема для отдельной статьи.

Польские исследователи называют общее число до 100 000 погибших от рук бандеровцев поляков. В это число не входят жертвы других национальностей, которые попадали на расправу. Только евреев на украинской территории погибло около 1,5 миллионов.

Современные украинские «историки» пытаются представить эти события не как массовую резню гражданского населения, а как «обоюдные этнические чистки» и называют обтекаемым терминов «Волынская трагедия». Да, появились со временем в этой истории и польские отряды самообороны и «Армия Крайова». Однако, количество пострадавших от поляков оказалось в десятки раз меньше.

Волынская резня 1943

А что поляки? Ставят в отдаленных местах небольшие памятники с надписью: «Если я когда-то забуду это, то, Боже, забудь на небесах обо мне!» Уже готовые памятники побольше хранят за высоким забором, дабы не смущать изнеженных прохожих или «заробитчан» своей натуралистичностью.

Волынская резня 1943

Сейм Польши принял когда-то резолюцию про «элементы геноцида», а польский президент включил амнезию. Видимо, дожидается более ценных приобретений, нежели покаяние из Киева. Покаяния не будет, ведь без Бандеры и Шухевича рухнет вся извращенная идеология и фальсифицированная история официального Киева. А вот Восточные Крессы вернуть под власть Варшавы хотелось бы.

Волынская резня 1943

На днях годовщину трагедии в Луцке отметили два президента — Польши и Украины. От лидера украинского режима ни извинений, ни покаяний не последовало, разумеется. «Исторического компромисса» стал «твит», который одновременно вывесили канцелярии обоих президентов с одинаковыми, заранее согласованными текстами: «Вместе чтим память всех невинных жертв Волыни! Память нас объединяет! Вместе мы сильнее!» Тем «историческое примирение», ранее  анонсированное Зеленским, и ограничилось.

Пан Анджей Дуда тоже извинений особенно не требовал.

Никита Михалков в своем «Бесогоне» около года назад сообщал:

«Нынешний ближайший друг президента Зеленского Анджей Дуда, президент Польши — вы знаете, кто он? Он внук Михал Иваныча Дуды, украинского националиста и хорошего друга Степана Бандеры, который отметился, кстати говоря, в Волынской резне.«

Анджей, правда, утверждает, что он не родственник и даже не однофамилец.