Самая крупная катастрофа в отечественной космонавтике произошла 30 июня 1971 года. Она была не только самой большой, но и «крайней», если использовать профессиональный жаргонизм. За прошедшие 50 с лишним лет советская и российская космонавтика избежала гибели космонавтов. Система аварийного спасения экипажа (САС) отечественных космических кораблей и сегодня является самой надёжной в мире.
В 1971 году мировой пилотируемой космонавтике и только ещё догоняющей её американской астронавтике исполнилось 10 лет. До появления в 2003 году китайских тайконавтов было ещё больше 32-х лет. Первое десятилетие полетов человека в космос было наполнено рекордами и фразами «впервые в истории человечества» или «никогда ранее», а далее чаще всего следовало «советскими космонавтами осуществлен…». Лидерство в этой абсолютно новой для всей планеты отрасли уверенно удерживал Советский Союз. Справедливости ради нужно сказать, что американским астронавтам время от времени удавалось превзойти достижения СССР, но в основном это было только улучшение уже поставленных советских рекордов.
Мне не хотелось бы умалять достижения астронавтов, как это любят делать американцы по отношению к нам (и не только в космосе), но исторические факты говорят о том, что они почти всегда только догоняют. Кстати, сами американские астронавты — неплохие парни (в этом вы убедитесь в конце статьи), а искажением космической и другой истории любят заниматься отдельные вашингтонские политики, часто пребывающие в своем отдельном же микрокосмосе.
Приведу несколько примеров. Про то, что слово «спутник» знают без перевода во всём мире после 04 октября 1957 года и что имя первого космонавта Земли знакомо любому школьнику (кроме некоторых американских) в мире после 12 апреля 1961 — это очевидные вещи. При этом есть и моменты чуть менее «раскрученные», но от этого не менее значимые: первый групповой полёт (в августе 1962 года одновременно на орбите находились 2 пилотируемых корабля – «Восток-3» и «Восток-4»), первый полёт многоместного корабля «Восход-1» с тремя космонавтами на борту в 1964. В 1965 году американцы ответили своими рекордами: целых 5 экспедиций против 1 советской, 4 человека в космосе одновременно и один из них совершил уже второй полёт. Но и единственный за весь 1965 год космический полёт советского корабля «Восход-2» не обошелся без исторического события — 18 марта Алексей Архипович Леонов стал первым человеком в открытом космосе. Этот список советско-американских «догонялок» можно продолжать год за годом, но перейдём сразу в 1971.
Кстати, если для советских людей запуск первого спутника в 1957 году был поводом для радости и вполне справедливой гордости, то на «западе» реакция была прямо противоположная. Там с ужасом ждали скорого сокрушительного советского удара из космоса. Но об этом будет отдельная статья на сайте «РЕПРОДУКТОР Москва».
![Космический корабль СОЮЗ-11: "Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь." (Е.Евтушенко)](https://reproductormsk.ru/wp-content/uploads/2024/06/sojuz-11_leonov_marka-1024x444.jpg)
10-летие первого полёта человека в космос СССР встретил новым качественным рывком в освоении внеземного пространства. 19 апреля 1971 года в космос была выведена первая в мире пилотируемая орбитальная станция (или ДОС — долговременная орбитальная станция) «Салют-1». В первую экспедицию на «Салют-1» с космодрома Байконур 22 апреля 1971 года отправился корабль «Союз-10». Однако, из-за несовершенства системы управления стыковкой задача экспедиции осталась невыполненной. Корабль смог лишь причалить к станции, но завершить стыковку и прейти на борт «Салюта-1» космонавтам так и не удалось — 24 апреля 1971 года экипажу пришлось возвращаться обратно на Землю.
![Космический корабль СОЮЗ-11: "Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь." (Е.Евтушенко)](https://reproductormsk.ru/wp-content/uploads/2024/06/sojuz-11_sojuz-10_znachok_szh.jpg)
Вторая попытка выполнения задачи была поручена кораблю «Союз-11», старт был назначен на 6 июня 1971 года. В полёт был отправлен не основной экипаж, а дублирующий, так как у бортинженера Валерия Кубасова из основного состава за два дня до старта возникли медицинские противопоказания. Дублирующий экипаж состоял из командира Георгия Тимофеевича Добровольского, бортинженера Владислава Николаевича Волкова и инженера-исследователя Виктора Ивановича Пацаева.
![Космический корабль СОЮЗ-11: "Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь." (Е.Евтушенко)](https://reproductormsk.ru/wp-content/uploads/2024/06/sojuz-11_jekipazh_szh.webp)
Примечательно, что экипаж под командованием Добровольского был резервным (т.е. третьим после основного и дублирующего) для корабля «Союз-10».
Выход на орбиту, причаливание и стыковка с орбитальной станцией «Салют-1» прошли в штатном режиме. Экипаж 07 июня 1971 года приступил к расконсервации станции и работе на орбите. Попутно был поставлен ещё один рекорд по максимальной длительности космической экспедиции — 23 сут 18 ч 21 мин 43 секунды.
29 июня 1971 года экипаж стал готовиться к возвращению на Землю. В 21:25 по московскому времени «Союз-11» отделился от станции и доложил об этом в ЦУП. Двигатели корабля были включены на торможение, отработали заданное время. В 01:54 наземные станции слежения ПВО обнаружили спускаемый аппарат на своих экранах. Парашют раскрылся на высоте 7 километров, но экипаж на связь не выходил. Полёт завершился в заданном районе, недалеко от города Джезказган в Казахской ССР.
![Космический корабль СОЮЗ-11: "Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь." (Е.Евтушенко)](https://reproductormsk.ru/wp-content/uploads/2024/06/sojuz-11_prizeml_szh-1024x664.jpg)
Прибывшая на место приземления поисковая группа обнаружила экипаж без признаков жизни. Космонавты были без специальных легких скафандров, которые появятся позже. Были немедленно проведены реанимационные мероприятия, но они не увенчались успехом: повреждения тканей из-за кессонной (декомпрессионной) болезни были несовместимы с жизнью. Последующее вскрытие показало наличие пузырьков воздуха и тромбов по всей кровеносной системе космонавтов, воздух в камерах сердца, а также лопнувшие барабанные перепонки.
![Космический корабль СОЮЗ-11: "Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь." (Е.Евтушенко)](https://reproductormsk.ru/wp-content/uploads/2024/06/sojuz-11_marka_szh.jpg)
Для расследования причин трагедии была назначена правительственная комиссия во главе с академиком Мстиславом Келдышем, которая пришла к выводу, что разгерметизация кабины произошла из-за нештатного срабатывания пиропатрона одного из двух клапанов вентиляции.
Положение тел членов экипажа свидетельствовало о том, что они пытались ликвидировать утечку воздуха, однако в экстремальных условиях тумана, который заполнил кабину после разгерметизации, сильных болей по всему телу из-за острой кессонной болезни и быстро пропавшего слуха из-за лопнувших барабанных перепонок космонавты закрыли не тот клапан и потеряли на этом драгоценное время. Когда была обнаружена истинная причина разгерметизации им уже не хватило времени на её устранение. Им не хватило каких-то 7 секунд.
Кстати, о секундах. В апреле 1970 года американцы запустили космический корабль «Аполлон-13». Сразу при старте с космодрома, который состоялся в 13:13 по местному времени, с кораблём начались проблемы: не запустился один из пяти двигателей второй ступени. Но главные проблемы на борту начались чуть позднее, на третьи сутки полёта – 13-го апреля. Удивительно, что суеверные американцы, у которых часто не бывает даже 13-го номера в отеле, допустили такое. Не буду сейчас описывать все многочисленные неполадки и историю их устранения, но на завершающем этапе полета астронавтам пришлось в ручном режиме корректировать траекторию корабля. Для этого у них была возможность всего одна попытки запуска двигателя, который должен был проработать ровно 14 секунд. В случае неудачи «Аполлон-13» на Землю бы уже не вернулся. Из исправных навигационных приборов остались только наручные часы и Земля в иллюминаторе.
![Космический корабль СОЮЗ-11: "Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь." (Е.Евтушенко)](https://reproductormsk.ru/wp-content/uploads/2024/06/sojuz-11_omega_szh-1024x704.jpg)
Астронавты успешно справились и даже благополучно приводнились в Тихом океане, где их ждали американские спасатели. Любопытно, что в Индийском океане по договоренности с Москвой их ждали советские спасатели. Швейцарская часовая компания «Омега» выпустила по этому случаю специальную серию часов с изображением талисмана экспедиции щенком Снуппи и надписями на циферблате: «FAILURE IS NOT AN OPTION» («Неудача –это не вариант») и «WHAT COULD YOU DO IN 14 SECONDS?» («Что бы вы смогли сделать за 14 секунд?»)
![Космический корабль СОЮЗ-11: "Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь." (Е.Евтушенко)](https://reproductormsk.ru/wp-content/uploads/2024/06/sojuz-11_pravda_szh-1024x823.jpg)
Урны с прахом космонавтов были помещены в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве рядом с прахом Юрия Гагарина и Сергея Королёва.
![Космический корабль СОЮЗ-11: "Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь." (Е.Евтушенко)](https://reproductormsk.ru/wp-content/uploads/2024/06/sojuz-11_kreml_szh-1024x712.jpg)
Более 2-х лет (до 27 сентября 1973 года, «Союз-12») СССР не производил запусков пилотируемых кораблей. Это время потребовалось на пересмотр концепций и внесение изменений в конструкцию космических кораблей. В частности, вывод на орбиту и возвращение на Землю с тех пор все экипажи осуществляют только в специальных спасательных скафандрах на случай разгерметизации. Была пересмотрена эргономика кабины: все важные органы управления стали доступны из кресла, в то время как в «Союзе-11» приходилось вставать чтоб дотянуться до злополучного клапана. На несколько десятилетий численность экипажа корабля была ограничена двумя космонавтами — освободившееся место заняли дополнительные баллоны с дыхательной смесью.
Именами героев-космонавтов экипажа «Союз-11» названы десятки улиц не только в бывшем СССР, но и в польской Познани, им посвятил свои стихи поэт Евгений Евтушенко:
У Камчатки и у Арбата, над ангарскою быстриной
Скорбный выдох: погибли ребята, словно реквием над страной.
Ни один — как бы ни был увенчан — не вернётся в свой дом наконец.
На три сердца, больших, человечьих стало меньше в России сердец.
И какая тяжёлая ноша, для людей, кому были они
Просто Витя и просто Гоша, просто Слава — в недавние дни.
О, Матросовы ракетодромов! Вы оставили нам свой устав:
Даже в космосе — жилкой не дрогнув, умирать на рабочих местах.
Сколько в небе невзятых дотов! И пока человечество есть.
Пламя будущих звездолётов будет вечным огнем в вашу честь.
Вы бессмертны, как возглас: «Есть пламя!» И неправда, что связь прервалась:
Между Родиной нашей и вами — двусторонняя вечная связь»
Это стихотворение Евгения Евтушенко было опубликовано в «Правде» 01 июля 1971 года.
Их имена написаны даже на единственном пока памятнике на Луне. Американская экспедиция «Аполлон-15» в частном порядке установила на Луне миниатюрный (около 8 см) мемориал «Павший астронавт» (Fallen Astronaut) в виде лежащей алюминиевой фигурки человека в скафандре и таблички с нанесенными в алфавитном порядке именами погибших на тот момент покорителей космоса. В числе 14 космонавтов и астронавтов, погибших на момент установки таблички, есть имена Добровольского, Волкова и Пацаева.
![Космический корабль СОЮЗ-11: "Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь." (Е.Евтушенко)](https://reproductormsk.ru/wp-content/uploads/2024/06/sojuz-11_luna_pavshij_astroenavt2_szh-1024x576.jpg)
Само собой, что на месте приземления спускаемого аппарата корабля Союз-11 в степи под Джезказганом был установлен сначала памятный знак, а в 1974 году полноразмерный монумент. Он представлял собой трехгранную колонну высотой 12 метров. На каждой из трех граней был закреплен барельеф с портретом погибшего космонавта. Автор — профессор Каспийского университета Эдуард Цой.
![Космический корабль СОЮЗ-11: "Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь." (Е.Евтушенко)](https://reproductormsk.ru/wp-content/uploads/2024/06/sojuz-11_kazah_star_szh.jpg)
В 2008 году памятник, находившийся в десятках километров от города был разрушен якобы вандалами.
Большинство космонавтов приземлялись и приземляются именно в этом регионе. Раньше это был областной центр Джезказган КазССР, а теперь это Жезказган РК, город областного подчинения в Карагандинской области Республики Казахстан. По традиции вернувшиеся из космоса земляне сажали в городе дерево, так там появилась городская достопримечательность — Бульвар Космонавтов. В 1994 году его переименовали в бульвар имени Сакена Сейфулина (точно не космонавт, но автор поэмы «Социалистан» 1935 года). Подозреваю, что это тоже дело рук вандалов.
Чуть позже на месте разрушенного памятника появилась табличка, говорящая о том, что памятник 1973 года был «впоследствии разрушен». Спасибо и на том, что не «разрушился» (сам).
![Космический корабль СОЮЗ-11: "Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь." (Е.Евтушенко)](https://reproductormsk.ru/wp-content/uploads/2024/06/sojuz-11_kazah_tabl_szh.jpg)
В 2016 году при участии «Роскосмоса» и Министерства обороны РФ на этом месте открыли новый памятник. Он уже намного скромнее былого. Хочется верить, что новый монумент более вандалоустойчивый.
![Космический корабль СОЮЗ-11: "Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь." (Е.Евтушенко)](https://reproductormsk.ru/wp-content/uploads/2024/06/sojuz-11_kazah_novyj_szh-925x1024.jpg)
Добавлю только, что многочисленные улицы в разных концах СССР, носящие имена экипажа «Союз-11» сохранили свои названия почти везде. Кроме молдавской столицы Кишинёва. Опять, видимо, вездесущие степные вандалы постарались.
Кстати, 30 мая 2024 года решением маслихата (горсовет) города Алма-Аты южная часть проспекта Гагарина переименована в честь оперного баритона Ермека Серкебаева.
![Космический корабль СОЮЗ-11: "Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь." (Е.Евтушенко)](https://reproductormsk.ru/wp-content/uploads/2023/06/reproduktor_msk_22.png)