Космический корабль СОЮЗ-11: "Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь." (Е.Евтушенко)

Космический корабль СОЮЗ-11: «Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь.» (Е.Евтушенко)

Самая крупная катастрофа в отечественной космонавтике произошла 30 июня 1971 года. Она была не только самой большой, но и «крайней», если использовать профессиональный жаргонизм. За прошедшие 50 с лишним лет советская и российская космонавтика избежала гибели космонавтов. Система аварийного спасения экипажа (САС) отечественных космических кораблей и сегодня является самой надёжной в мире.

В 1971 году мировой пилотируемой космонавтике и только ещё догоняющей её американской астронавтике исполнилось 10 лет. До появления в 2003 году китайских тайконавтов было ещё больше 32-х лет. Первое десятилетие полетов человека в космос было наполнено рекордами и фразами «впервые в истории человечества» или «никогда ранее», а далее чаще всего следовало «советскими космонавтами осуществлен…». Лидерство в этой абсолютно новой для всей планеты отрасли уверенно удерживал Советский Союз. Справедливости ради нужно сказать, что американским астронавтам время от времени удавалось превзойти достижения СССР, но в основном это было только улучшение уже поставленных советских рекордов.

Мне не хотелось бы умалять достижения астронавтов, как это любят делать американцы по отношению к нам (и не только в космосе), но исторические факты говорят о том, что они почти всегда только догоняют. Кстати, сами американские астронавты — неплохие парни (в этом вы убедитесь в конце статьи), а искажением космической и другой истории любят заниматься отдельные вашингтонские политики, часто пребывающие в своем отдельном же микрокосмосе.

Приведу несколько примеров. Про то, что слово «спутник» знают без перевода во всём мире после 04 октября 1957 года и что имя первого космонавта Земли знакомо любому школьнику (кроме некоторых американских) в мире после 12 апреля 1961 — это очевидные вещи. При этом есть и моменты чуть менее «раскрученные», но от этого не менее значимые: первый групповой полёт (в августе 1962 года одновременно на орбите находились 2 пилотируемых корабля – «Восток-3» и «Восток-4»), первый полёт многоместного корабля «Восход-1» с тремя космонавтами на борту в 1964. В 1965 году американцы ответили своими рекордами: целых 5 экспедиций против 1 советской, 4 человека в космосе одновременно и один из них совершил уже второй полёт. Но и единственный за весь 1965 год космический полёт советского корабля «Восход-2» не обошелся без исторического события — 18 марта Алексей Архипович Леонов стал первым человеком в открытом космосе. Этот список советско-американских «догонялок» можно продолжать год за годом, но перейдём сразу в 1971.

Кстати, если для советских людей запуск первого спутника в 1957 году был поводом для радости и вполне справедливой гордости, то на «западе» реакция была прямо противоположная. Там с ужасом ждали скорого сокрушительного советского удара из космоса. Но об этом будет отдельная статья на сайте «РЕПРОДУКТОР Москва».

Космический корабль СОЮЗ-11: "Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь." (Е.Евтушенко)
Почтовый памятный блок, посвященный первому выходу человека в отрытый космос. СССР, 1965

10-летие первого полёта человека в космос СССР встретил новым качественным рывком в освоении внеземного пространства. 19 апреля 1971 года в космос была выведена первая в мире пилотируемая орбитальная станция (или ДОС — долговременная орбитальная станция) «Салют-1». В первую экспедицию на «Салют-1» с космодрома Байконур 22 апреля 1971 года отправился корабль «Союз-10». Однако, из-за несовершенства системы управления стыковкой задача экспедиции осталась невыполненной. Корабль смог лишь причалить к станции, но завершить стыковку и прейти на борт «Салюта-1» космонавтам так и не удалось — 24 апреля 1971 года экипажу пришлось возвращаться обратно на Землю.

Космический корабль СОЮЗ-11: "Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь." (Е.Евтушенко)
Значок

Вторая попытка выполнения задачи была поручена кораблю «Союз-11», старт был назначен на 6 июня 1971 года. В полёт был отправлен не основной экипаж, а дублирующий, так как у бортинженера Валерия Кубасова из основного состава за два дня до старта возникли медицинские противопоказания. Дублирующий экипаж состоял из командира Георгия Тимофеевича Добровольского, бортинженера Владислава Николаевича Волкова и инженера-исследователя Виктора Ивановича Пацаева.

Космический корабль СОЮЗ-11: "Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь." (Е.Евтушенко)
Экипаж «Союз-11»

Примечательно, что экипаж под командованием Добровольского был резервным (т.е. третьим после основного и дублирующего) для корабля «Союз-10».

Выход на орбиту, причаливание и стыковка с орбитальной станцией «Салют-1» прошли в штатном режиме. Экипаж 07 июня 1971 года приступил к расконсервации станции и работе на орбите. Попутно был поставлен ещё один рекорд по максимальной длительности космической экспедиции — 23 сут 18 ч 21 мин 43 секунды.

29 июня 1971 года экипаж стал готовиться к возвращению на Землю. В 21:25 по московскому времени «Союз-11» отделился от станции и доложил об этом в ЦУП. Двигатели корабля были включены на торможение, отработали заданное время. В 01:54 наземные станции слежения ПВО обнаружили спускаемый аппарат на своих экранах. Парашют раскрылся на высоте 7 километров, но экипаж на связь не выходил. Полёт завершился в заданном районе, недалеко от города Джезказган в Казахской ССР.

Космический корабль СОЮЗ-11: "Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь." (Е.Евтушенко)
Спускаемый аппарат корабля «Союз-11» под Джезказганом

Прибывшая на место приземления поисковая группа обнаружила экипаж без признаков жизни. Космонавты были без специальных легких скафандров, которые появятся позже. Были немедленно проведены реанимационные мероприятия, но они не увенчались успехом: повреждения тканей из-за кессонной (декомпрессионной) болезни были несовместимы с жизнью. Последующее вскрытие показало наличие пузырьков воздуха и тромбов по всей кровеносной системе космонавтов, воздух в камерах сердца, а также лопнувшие барабанные перепонки.

Космический корабль СОЮЗ-11: "Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь." (Е.Евтушенко)
Почтовая марка СССР, 1971

Для расследования причин трагедии была назначена правительственная комиссия во главе с академиком Мстиславом Келдышем, которая пришла к выводу, что разгерметизация кабины произошла из-за нештатного срабатывания пиропатрона одного из двух клапанов вентиляции.

Положение тел членов экипажа свидетельствовало о том, что они пытались ликвидировать утечку воздуха, однако в экстремальных условиях тумана, который заполнил кабину после разгерметизации, сильных болей по всему телу из-за острой кессонной болезни и быстро пропавшего слуха из-за лопнувших барабанных перепонок космонавты закрыли не тот клапан и потеряли на этом драгоценное время. Когда была обнаружена истинная причина разгерметизации им уже не хватило времени на её устранение. Им не хватило каких-то 7 секунд.

Кстати, о секундах. В апреле 1970 года американцы запустили космический корабль «Аполлон-13». Сразу при старте с космодрома, который состоялся в 13:13 по местному времени, с кораблём начались проблемы: не запустился один из пяти двигателей второй ступени. Но главные проблемы на борту начались чуть позднее, на третьи сутки полёта – 13-го апреля. Удивительно, что суеверные американцы, у которых часто не бывает даже 13-го номера в отеле, допустили такое. Не буду сейчас описывать все многочисленные неполадки и историю их устранения, но на завершающем этапе полета астронавтам пришлось в ручном режиме корректировать траекторию корабля. Для этого у них была возможность всего одна попытки запуска двигателя, который должен был проработать ровно 14 секунд. В случае неудачи «Аполлон-13» на Землю бы уже не вернулся. Из исправных навигационных приборов остались только наручные часы и Земля в иллюминаторе.

Космический корабль СОЮЗ-11: "Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь." (Е.Евтушенко)

Астронавты успешно справились и даже благополучно приводнились в Тихом океане, где их ждали американские спасатели. Любопытно, что в Индийском океане по договоренности с Москвой их ждали советские спасатели. Швейцарская часовая компания «Омега» выпустила по этому случаю специальную серию часов с изображением талисмана экспедиции щенком Снуппи и надписями на циферблате: «FAILURE IS NOT AN OPTION» («Неудача –это не вариант») и «WHAT COULD YOU DO IN 14 SECONDS?» («Что бы вы смогли сделать за 14 секунд?»)

Космический корабль СОЮЗ-11: "Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь." (Е.Евтушенко)
Газета «Правда» за 01 июля 1971 года

Урны с прахом космонавтов были помещены в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве рядом с прахом Юрия Гагарина и Сергея Королёва.

Космический корабль СОЮЗ-11: "Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь." (Е.Евтушенко)
Некрополь у Кремлевской стены

Более 2-х лет (до 27 сентября 1973 года, «Союз-12») СССР не производил запусков пилотируемых кораблей. Это время потребовалось на пересмотр концепций и внесение изменений в конструкцию космических кораблей. В частности, вывод на орбиту и возвращение на Землю с тех пор все экипажи осуществляют только в специальных спасательных скафандрах на случай разгерметизации. Была пересмотрена эргономика кабины: все важные органы управления стали доступны из кресла, в то время как в «Союзе-11» приходилось вставать чтоб дотянуться до злополучного клапана. На несколько десятилетий численность экипажа корабля была ограничена двумя космонавтами — освободившееся место заняли дополнительные баллоны с дыхательной смесью.

Именами героев-космонавтов экипажа «Союз-11» названы десятки улиц не только в бывшем СССР, но и в польской Познани, им посвятил свои стихи поэт Евгений Евтушенко:

У Камчатки и у Арбата, над ангарскою быстриной

Скорбный выдох: погибли ребята, словно реквием над страной.

Ни один — как бы ни был увенчан — не вернётся в свой дом наконец.

На три сердца, больших, человечьих стало меньше в России сердец.

И какая тяжёлая ноша, для людей, кому были они

Просто Витя и просто Гоша, просто Слава — в недавние дни.

О, Матросовы ракетодромов! Вы оставили нам свой устав:

Даже в космосе — жилкой не дрогнув, умирать на рабочих местах.

Сколько в небе невзятых дотов! И пока человечество есть.

Пламя будущих звездолётов будет вечным огнем в вашу честь.

Вы бессмертны, как возглас: «Есть пламя!» И неправда, что связь прервалась:

Между Родиной нашей и вами — двусторонняя вечная связь»

Это стихотворение Евгения Евтушенко было опубликовано в «Правде» 01 июля 1971 года.

Их имена написаны даже на единственном пока памятнике на Луне. Американская экспедиция «Аполлон-15» в частном порядке установила на Луне миниатюрный (около 8 см) мемориал «Павший астронавт» (Fallen Astronaut) в виде лежащей алюминиевой фигурки человека в скафандре и таблички с нанесенными в алфавитном порядке именами погибших на тот момент покорителей космоса. В числе 14 космонавтов и астронавтов, погибших на момент установки таблички, есть имена Добровольского, Волкова и Пацаева.

Космический корабль СОЮЗ-11: "Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь." (Е.Евтушенко)
Павший покоритель космоса

Само собой, что на месте приземления спускаемого аппарата корабля Союз-11 в степи под Джезказганом был установлен сначала памятный знак, а в 1974 году полноразмерный монумент. Он представлял собой трехгранную колонну высотой 12 метров. На каждой из трех граней был закреплен барельеф с портретом погибшего космонавта. Автор — профессор Каспийского университета Эдуард Цой.

Космический корабль СОЮЗ-11: "Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь." (Е.Евтушенко)
Памятник на месте приземления

В 2008 году памятник, находившийся в десятках километров от города был разрушен якобы вандалами.

Большинство космонавтов приземлялись и приземляются именно в этом регионе. Раньше это был областной центр Джезказган КазССР, а теперь это Жезказган РК, город областного подчинения в Карагандинской области Республики Казахстан. По традиции вернувшиеся из космоса земляне сажали в городе дерево, так там появилась городская достопримечательность — Бульвар Космонавтов. В 1994 году его переименовали в бульвар имени Сакена Сейфулина (точно не космонавт, но автор поэмы «Социалистан» 1935 года). Подозреваю, что это тоже дело рук вандалов.

Чуть позже на месте разрушенного памятника появилась табличка, говорящая о том, что памятник 1973 года был «впоследствии разрушен». Спасибо и на том, что не «разрушился» (сам).

Космический корабль СОЮЗ-11: "Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь." (Е.Евтушенко)
Табличка на месте разрушенного казахскими «вандалами» памятника

В 2016 году при участии «Роскосмоса» и Министерства обороны РФ на этом месте открыли новый памятник. Он уже намного скромнее былого. Хочется верить, что новый монумент более вандалоустойчивый.

Космический корабль СОЮЗ-11: "Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь." (Е.Евтушенко)
Новый памятник

Добавлю только, что многочисленные улицы в разных концах СССР, носящие имена экипажа «Союз-11» сохранили свои названия почти везде. Кроме молдавской столицы Кишинёва. Опять, видимо, вездесущие степные вандалы постарались.

Кстати, 30 мая 2024 года решением маслихата (горсовет) города Алма-Аты южная часть проспекта Гагарина переименована в честь оперного баритона Ермека Серкебаева.

Космический корабль СОЮЗ-11: "Между Родиной нашей и вами двусторонняя вечная связь." (Е.Евтушенко)