ПОЛВЕКА "17 мгновений весны"

ПОЛВЕКА «17 мгновений весны»

«Мы расскажем вам о некоторых событиях последней военной весны, последней весны войны…Мы расскажем вам лишь о семнадцати днях этой весны…»

Именно с этой фразы 50 лет назад начинался победный путь в массовой культуре штандартенфюрера Макса Отто фон Штирлица, он же полковник Максим Максимович Исаев, он же полковник Всеволод Владимирович Владимиров. Кстати, вопреки распространенному мнению фамилия героя при рождении именно Владимиров, а Исаев –такой же псевдоним, как и Штирлиц.  

Общеизвестный факт: во время показа черно-белого 12-серийного фильма улицы городов Советского Союза пустели, а Министерство внутренних дел с приятным удивлением фиксировало резкий спад уличной и бытовой преступности. Так было не только в дни премьеры 11-24 августа 1973 года, но и во время последующих показов. Как тогда было принято говорить, «по просьбам трудящихся» показ фильма повторили в том же 1973 году. Успех был феноменальным: только за первый год его посмотрело не менее 200 миллионов зрителей.

Факт менее известный: во время показа «17 мгновений весны» в Германской Демократической Республике (ГДР) улицы немецких городов и сёл тоже пустели. Не знаю, как вели себя в эти дни немецкие хулиганы и дебоширы, но в целом фильм в Восточной Германии был принят более, чем благожелательно.

Причины такого успеха (в т.ч. и у немцев) вполне объяснимы. Это не только то, что режиссеру Татьяне Михайловне Лиозновой удалось собрать такое количество тогдашних звезд первой величины в одном фильме. Он, кстати, среди рекордсменов по числу Народных артистов. Не менее важным было то, что это был, пожалуй, первый фильм, где немцы тех времен показаны наиболее реалистично.

Преступления, совершенные гитлеровцами и их союзниками действительно чудовищны. Поэтому вполне понятны мотивы многих режиссеров и сценаристов чудовищами их и изобразить. Так их нередко и изображали: бесноватыми или туповатыми. Однако, в реальности противник чаще всего не был похож взбесившееся животное, а был хитер, умен и опытен. И при этом не все «фрицы» были убежденными нацистами. Вот это и показала Лиознова.

ПОЛВЕКА "17 мгновений весны"

«17 мгновений» -это скорее детектив, а не учебное пособие по истории Второй мировой войны, а потому некоторые неточности вполне простительны. Хотя среди таких неточностей были и комичные.

Директором фильма был Ефим Лебединский, который вполне предсказуемо пригласил в массовку своих родственников, друзей, друзей родственников и родственников друзей. У приехавшего на съёмочную площадку консультанта фильма генерал-полковника Мишина С.К. (так он значился в тирах, на самом деле это Первый зампред КГБ СССР Семен Константинович Цвигун) конечно возник вопрос. Он иронично спросил: «Мы тут про Вермахт, СС и Главное управление имперской безопасности фильм снимаем или про армию Израиля?» Лебединский был опытным директором и нашел выход из положения, даже несмотря на то, что гонорары своей массовке он уже раздал. Он сумел договориться с военным училищем, которое бесплатно прислало нужное количество светловолосых рослых курсантов.

За полных ПОЛВЕКА существования фильма многие фразы превратились в афоризмы, а количество анекдотов про Штирлица с Мюллером давно превысило количество анекдотов про Василия Ивановича Чапаева и Петьку, не говоря уже про пародии всех сортов на штандартенфюрера. Некоторые поклонники даже давали своим детям имя Юлиан.

ПОЛВЕКА "17 мгновений весны"

Несмотря на всенародную любовь к Штирлицу не все знают, что биография этого литературного героя не ограничивается печеной в камине картошкой и беззвучным пением русских песен 23 февраля.

Автор сценария и одноименной книги «17 мгновений весны» Юлиан Семенович Семенов. Однако, это только небольшая часть цикла произведений, где фигурирует Штирлиц. Всего романов 14, до 17 Семенов немного не дотянул, но это тоже не мало.

Действие самого раннего из них начинается ещё в 1921 году в Ревеле (Таллине). Потом были Япония и Китай в 1922 году. Были ещё на его пути Австралия, США, Испания, Украина (с Бандерой и Мельником). В 1945 году Штирлиц попадает вновь из Берлина в Испанию, а оттуда в Аргентину и Бразилию, где он опять сталкивается с Мюллером. Последняя книга эпопеи про Владимирова относится уже к СССР и 1967 году и борьбе с возрождающимся неонацизмом.

Цикл историй про Штирлица получился довольно обширный и увлекательный. Некоторые из них хоть и были экранизированы, но даже не приблизились к успеху «17 мгновений». Кто сейчас вспомнит фильм 1976 года «Жизнь и смерть Фердинанда Люса»?

ПОЛВЕКА "17 мгновений весны"

На фоне всего этого возникает вопрос: почему при таких благоприятных условиях из этого не получилось полноценной советской «бондианы»?

ПОЛВЕКА "17 мгновений весны"

Единственное, на что сподвиглись за полсотни лет – это раскрасить картину, которая была исходно задумана черно-белой, да еще и укоротить её примерно на четверть. Вячеслав Тихонов, исполнивший главную роль, назвал это преступлением.

Как бы то ни было, но в мире не так много многосерийных телефильмов, которые не теряют актуальности и 50 лет после выхода. С чем я всех нас и поздравляю.

ПОЛВЕКА "17 мгновений весны"