Всё ли спишет война? Законы и обычаи войны. Часть первая -историческая

Всё ли спишет война? Законы и обычаи войны. Часть первая -историческая

Написать на эту тему я хотел давно, но каждый раз как-то откладывал из-за того, что тема очень ёмкая, хоть и важная и, несомненно, интересная. Особенно в наши дни.

Удивительно, что многие почти ничего не слышали о законах, которые регулируют вооруженные конфликты. При этом некоторые уважаемые и популярные (с сотнями тысяч подписчиков) эксперты временами выдают такие трактовки международного гуманитарного права, что остается только поражаться.

Несколько лет назад я беседовал с одной моей читательницей из Израиля. Эта добрая женщина на полном серьезе рассуждала о том, что им там очень сложно решить, как следует поступать с палестинскими заключенными и пленными. И была искренне изумлена моими словами о том, что всё давно решено в мельчайших подробностях (достойных сравниться по педантичности с Малой Торой («Кицур Шулхан Арух) и закреплено многочисленными международными конвенциями.

Всё ли спишет война? Законы и обычаи войны. Часть первая -историческая

Для удобства прочтения начнем с истории вопроса, а последующие части я предполагаю посвятить современному положению дел.

Итак, Международное гуманитарное право (право вооруженных конфликтов, право войны) — совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

Человечество воевало всегда. Вся история состоит из войн и вооруженных конфликтов. Древнейшим достоверным свидетельством вооружённых конфликтов можно считать скелет неандертальца из пещеры Шанидар (совр. Ирак). На нём обнаружены проникающие ранения грудной клетки и головы. Вероятнее всего, раны были нанесены метательным оружием типа дротика с каменным наконечником. Примерный возраст находок- около 60 тысяч лет. И это не значит, что до этого наши предки жили мирно. Просто более ранние артефакты не найдены.

Кстати, можно сказать, что человек стал человеком не тогда, когда он впервые взял в руки палку и заехал ей по голове своему соседу –это и обезьянам иногда удается. Человеком он стал, когда эту палку он наложил в качестве шины на сломанную ногу своего соплеменника. Только этим можно объяснить найденные археологами на первобытных стоянках скелеты со следами старых (залеченных/сросшихся) переломов ног.

По продолжительности войны бывали разными:

Самая короткая Англо-занзибарская война началась и в тот же день закончилась 27 августа 1896 года. Война между Британией и султанатом Занзибар продлилась менее 40 минут. Это была не война, а мечта наглосакса. Если интересно подробнее, то напишите в комментариях — подготовлю отдельную небольшую статью на эту тему.

Самая длинная война с формальной точки зрения длилась 2134 года (149 до н.э. -1985 н.э.), это была Третья Пуническая война. Поскольку Карфаген всё же был разрушен Римом, но мир так и не был заключён, состояние войны юридически сохранялось. Только в 1985 году мэры Рима и Туниса (как города, который построен на месте руин Карфагена) подписали формальный мирный договор.

Фактически самой долгой войной стала Реконкиста в Испании: освобождение Пиренейского полуострова от арабов началось в 718 году и закончилось в 1492 году после падения Гранадского эмирата, т.е. война продлилась почти восемь столетий (774 года).

Всё ли спишет война? Законы и обычаи войны. Часть первая -историческая
Карл фон Клаузевиц, «О войне»

Когда речь заходит о войнах, то почти всегда цитируют военачальника и крупнейшего военного теоретика генерала Карла Клаузевица, который утверждал, что «война есть продолжение политики иными, насильственными средствами». Я всё же наберусь наглости и позволю себе поспорить с уважаемым Карлом Фридриховичем: это политика является продолжением войны ненасильственными средствами. У первобытных неандертальцев вооруженные конфликты, как мы видим, уже были, а вот понятие «политика» наверняка отсутствовало. Если говорить точно, то сам термин «политика» был введён Аристотелем в четвертом веке до н.э.

Первобытные войны велись по принципу, который римляне позже красиво называли Inter arma leges silent (во время войны законы безмолвствуют) , а простым языком это можно назвать «уходя гасите всех». В лучшем случае победители в качестве добычи забирали себе женщин. Мужчины в некоторых случаях становились добычей в качестве убойного скота. Просто так кормить пленных никому было не интересно, а рабы на том этапе ещё не очень требовались.

Однако, по мере развития общества стало приходить понимание, что именно в условиях войны особенно необходимо соблюдение «Золотого принципа нравственности» -Quod tibi fieri non vis, alteri ne feceris — («чего не хочешь себе, не делай другому»). И это не абстрактная гуманность, а вполне здравая оценка реальности: финал не всех войн так легко предсказуем, как англо-занзибарской.

Появилась в этом вопросе и важная экономическая составляющая: с появлением оседлого земледелия обращенные в рабство пленники становились не менее ценным ресурсом, чем завоеванная земля.

В результате со временем стали появляться некие правила и обычаи ведения войны. Некоторые из них сейчас могут показаться как минимум необычными. Осуждалось ночное нападение, объявление войны было обязательным, как и сообщение о количестве своих войск противнику.

За нарушения правил могло наступить как общественное осуждение, так и прямая кара богов, как тогда были убеждены античные полководцы и воины.

Всё ли спишет война? Законы и обычаи войны. Часть первая -историческая
Осада Тира

Александр Македонский, во время семимесячной осады финикийского города Тира в 332 г до н.э. наотрез отказывался нападать ночью: «Не в моих правилах одерживать уворованную победу». Однако, это никак не помешало ему перебить 7 тысяч защитников города во время штурма, ещё 2 тысячи были распяты на крестах вдоль моря, а уцелевшие 30 тысяч были проданы в рабство. Вот такой гуманизм по-македонски. Царь Спарты Клеомен I, ведя войну с Аргосом, заключил семидневное перемирие, но нарушил слово и напал ночью. Когда его стали упрекать в бесчестном поступке, он заявил, что в договоре говорилось только о семи днях, а не о семи ночах. Причиной гибели царя (он в приступе внезапного безумия нанес себе множество колотых ран) многие современники усматривали кару богов за вероломство и нарушение правил.

Одним из способов для освобождения из плена издавна был выкуп. Самым большим в истории считается выкуп Атауальпы, осуществлённый инками за своего плененного правителя государства в 1533 году. Они заплатили около 6 тонн золота и примерно вдвое большее количества серебра. После выплаты золота Атауальпа был убит испанцами, а размер выкупа только раззадорил европейцев и усилил их экспансию в Америку и ограбление её коренных народов.

Всё ли спишет война? Законы и обычаи войны. Часть первая -историческая

Кстати, угрызений совести современные европейцы по этому поводу не испытывают. Испанец и главный «дипломат» ЕС Жо. Борель в конце ноября 2022 изрёк следующее: «Как первооткрыватели и конкистадоры, мы должны изобрести Новый Мир». Нет совести –нет и её угрызений?

Кстати, золотые франки были впервые отчеканены в 1361 году для уплаты англичанам выкупа за французского короля по имени Иоанн (Жан) II Добрый. По одной из версий название монеты происходит от французского слова franc ( «свободный»), что намекало на томившегося в плену короля.

Всё ли спишет война? Законы и обычаи войны. Часть первая -историческая
Иоанн (Жан) II Добрый

В Средние века церковь прилагала заметные усилия, для урегулирования того, что позже будет названо гуманитарным правом. Так появилось понятие «Мир Божий». Только для своих, разумеется.

Мир Божий (лат. Pax Dei)  — прекращение междоусобий в известные, освященные воспоминаниями о событиях из жизни Христа дни недели (с вечера среды до утра понедельника), кроме того — в важнейшие праздники, а также в предназначенные для размышлений и молитвы времена поста и сочельника.

Нарушение Мира Божьего каралось штрафами, отлучением от церкви, конфискацией имущества и даже телесными наказаниями. В Мир Божий включены были и церкви, монастыри, капеллы и др., далее предметы, необходимые для земледелия, клирики, путешественники и женщины.

Всё ли спишет война? Законы и обычаи войны. Часть первая -историческая

Своего зенита средневековая борьба за мир достигла в канонах Нарбоннского собора 1054 года. Участники этого собора решили распространить «Божье перемирие» не только на все воскресенья, но и на все церковные праздники. В общей сложности мирных дней набралось 285 дней в году, т.е. для войн осталось всего 80 дней.

Именно в том же 1054 году после обмена взаимными анафемами между Патриархом (Константинопольским) и Папой (Римским) окончательно разделились православная и католическая церкви. Применительно к сегодняшней нашей теме это означает, что с точки зрения тогдашнего «запада» православные (русские, сербы, греки и прочие болгары) гуманного отношения не заслуживали.

«Ливонская рифмованная хроника» о войне Ордена и Руси 1240-1242 рисует такую картину: «В русской земле повсюду начался великий плач. Кто защищался, тот был убит. Кто бежал, тот был настигнут и убит. Кто сложил оружие, тот был взят в плен и убит. Русские думали, что они все погибнут. Леса и поля звенели от горестных криков».

Всё ли спишет война? Законы и обычаи войны. Часть первая -историческая
«О праве войны и мира»

Новым этапом в развитии гуманитарного права стал трактат голландского юриста Гуго Гроция о юридических аспектах вооруженных конфликтах — «О праве войны и мира» (лат. De jure belli ac pacis libri tres «Три книги о праве войны и мира») который был опубликован в 1625 году в Париже. Автор трактата писал:

«Во всём христианском мире я наблюдал недостаток в ограничении отношений войны, чего даже варварские народы должны стыдиться; я наблюдал, как люди хватаются за оружие по незначительным причинам, или без причины вовсе, и когда оружие было поднято, все забывали о каком-либо уважении права, Бога и человека; это как будто, в соответствии общему решению, безумие дает всем свободу совершать любые преступления.»

Именно в этом труде впервые описаны понятия «комбатант» и «некомбатант». О них мы подробнее поговорим в следующих частях.

Всё ли спишет война? Законы и обычаи войны. Часть первая -историческая